Отчеты об успехах КАМАЗа в ралли Дакар стали традицией. Даже те, кто не очень интересуется автомобильным спортом, знают о победах грузовиков из Набережных Челнов, которые одержали победу в 12 из 16 марафонов в новом столетии. В чем секрет этих достижений пытается найти сайт Гидро Спец Маркет
Отчеты об успехах КАМАЗа в ралли Дакар стали традицией. Даже те, кто не очень интересуется автомобильным спортом, знают о победах грузовиков из Набережных Челнов, которые одержали победу в 12 из 16 марафонов в новом столетии. В чем секрет этих достижений пытается найти сайт Гидро Спец Маркет
Государственная помощь
Минимальный бюджет поддержки такой команды, как «КАМАЗ-Мастер», составляет 10 млн. Долл. США, и из-за необходимости получение необходимых средств становится все более сложным. После финансовых трудностей Внешэкономбанка единственным спонсором команды остался «Внешторбанк», и денег все равно не хватило. Вопрос о сохранении команды в настоящее время решается на самом высоком уровне, в результате чего финансируется государственная корпорация Rostsch, а поддержка ВТБ увеличилась до 2,5 миллионов долларов.
Несмотря на признание директора «Камаза» Сергея Когогина, что «такова судьба», у команды все еще есть несравнимо большие финансовые возможности, чем у ее конкурентов. Заводская команда может позволить себе одновременное участие в африканских эко-рейсах и рейдах в Дакаре, хотя она не тренируется в Марокко, а в Карелии и Астрахани.
Ограниченные возможности конкуренции
Если вы не смотрели ралли Дакар последние 7 лет, вы ничего не пропустили – по крайней мере, в рейтинге грузовиков. Главными противниками «КАМАЗа» являются голландские «дилеры» де Рой, Стейси и Чешская Лотарингия. Правда после участия МАЗ (Минский Авто Завод), «КАМАЗ» уже не единственный производитель с заводской командой, но белорусы еще не достигали подиума.
Обслуживание завода является одним из важнейших факторов успеха российских грузовиков. Вечный второй Герард де Рой жалуется, что не может позволить себе участвовать во многих марафонских встречах и регулярных тренировках.
Несмотря на тесное сотрудничество его команды с Iveco, голландец предоставляет половину своего бюджета самостоятельно. Между тем, он должен управлять своей транспортной компанией, а гонки – его хобби. Для сравнения: команда «Рой» – 6 человек, а «Мастер КАМАЗ» — 108
Технические преимущества
Двигатели, хоть и большая большая гордость, но и самое уязвимое место КАМАЗа. Благодаря финансовым ресурсам компании и заводскому обслуживанию команда может самостоятельно развивать двигатели Камаз в соответствии с особенностями грузовика, что обеспечивает необходимую надежность и проходимость.
Проблема в том, что Дакарское регулирование меняется каждые несколько лет, чтобы уменьшить нагрузку. Чтобы соответствовать новым правилам, «КАМАЗу» пришлось отказаться от сотрудничества с компанией «Тутава» и перейти на 16,2 литра обученных тракторов «Liebherr». По словам руководства компании в гонках, было потрачено несколько миллионов евро, но в следующем году только автомобили с максимальным количеством 13-литровых двигателей смогут принять участие в самом известном ралли-марафоне, что предполагает проектирование совершенно новых агрегатов.
Когогин называет предстоящие изменения «диверсионными» и угрожает, что «КАМАЗ» пропустит гонки в течение следующих двух лет. 7-кратный победитель «Дакара», а теперь руководитель команды Владимир Чагин настроен чуть более оптимистично: «Мы должны сделать дорогостоящие модификации, которые смогут справится с гонками, мы продолжаем упорно работать»
Фактически, гоночные автомобили КАМАЗ сделаны из импортных компонентов. В целом двигатель Камаз не российского проиизводства. Демпферы голландские, тормоза бельгийские, а коробка передач – немецкая. Однако нельзя сказать, что машины из Набережных Челнов сильно превосходят своих соперников. Например, круиз-контроль был установлен только в 2015 году – вскоре после соревнований.
Зависимость от условий
Успех российского производителя во многом зависит от маршрута гонки. Пилоты и команда обвиняли слишком простую дорогу из-за сенсационного поражения в «Дакаре» 2016.
«Мы ожидали сложное бездорожье в лесистых районах Боливии, а организаторы выбрали маршрут на равнинах, и немного извилистых дорог и нескольких зон с ограничением скорости … наши двигатели работают хорошо там, где мало времени, песок и дюны и на коротких расстояниях, где необходимо быстрое ускорение двигателя -.. наши конкуренты имеют двигатели с расширенными возможностями, что улучшает торможение. Наши агрегаты, к сожалению, не имеют таких привелегий» сетует Владимир Чагин.
В этом году организаторы чтобы избежать ошибки в Дакар выбрал более сложный маршрут, где КамАЗ сумел в полной мере воспользоваться преимуществами подвески и его голландскими амортизаторами. Еще команде повезло с погодой. Из-за эрозии был отменен длинный спецучасток, на котором могла догнать Gerard Рой.
Будущее команды
Вероятность КамАЗ разрабатывать и производить новый 13-литровый двигатель для следующего «Дакара» стремится к нулю. Команда вряд ли будет брать двигатель другого бренда, который будет доработан для нужд команды. «КАМАЗ-мастер», скорее всего, пропустит ралли и будет участвовать в свободных трассах, таких как «Африка» и «Шелковый путь».
Чтобы решить эту проблему, остается еще год. Кроме того, пересмотренная регулирование может ускорить появление огласку нового грузовика потянул за моторный отсек. Декабрь Рой Loprays долго конкурировать с такими машинами, которые имеют лучшую управляемость и защищают спинной колонны экипажа. Такой сценарий не имеет только один недостаток – грузовик больше не будет даже есть визуальные сходства со своими гражданскими коллегами, которые перевозят песок и вызывают водителей для работы кондиционера в рециркуляцию пробках.
Лучший грузовик в мире? Или только в гонках?
Репутация гражданского грузовика в корне противоречит их спортивной репутации. Самые популярные российские грузовики известны своей катастрофической ненадежностью и полностью теряют свое первоначальное ценовое преимущество при постоянных затратах на ремонт. Контр-аргумент, что они могут быть отремонтированы в середине поля, также не дает особого комфорта.
Водители часто критикуют Камаз за некомфорт и кошмарную эргономику в салоне. Даже Камаз 5490, разработанный в сотрудничестве с Mercedes-Benz 5490, который практически не использовал инженеров-механиков с автозавода KAMАЗ, страдает от обвинений в плохой шумоизоляции и теплоизоляции.
В противовес всем своим недостаткам КАМАЗ может похвастаться (и делает это в шумных рекламных кампаниях) с действительно хорошим выступлением в гонках. Иностранные производители подчеркивают это и даже не пытаются конкурировать с российскими грузовиками. Именно это делает «Камазы» незаменимыми на сложных маршрутах.