Ремонт гидроусилителя руля Камаз, Ремонт ГУР Камаз — Ремонт рулевой колонки Камаз, Ремонт рулевой рейки Камаз, Kamaz - Гидравлика | Продажа | Ремонт любой сложности. Лучшие цены — Гидро Спец Маркет
Написать Позвонить

Ремонт гидроусилителя руля Камаз, Ремонт ГУР Камаз — Ремонт рулевой колонки Камаз, Ремонт рулевой рейки Камаз, Kamaz

Ремонт ГУР Камаз Ремонт гидроусилителя руля Камаз — Ремонт рулевой колонки Камаз, Ремонт рулевой рейки Камаз, Kamaz.

Звоните (098) 566-43-77

ГУР Камаз, Гидроусилитель руля Камаз — система гидравлики, часть авто, из которой состоит рулевой механизм. Гидроусилитель руля полезен тем, что понижает усилия при взаимодействии с рулевым колесом, а так же при управлении автомобилем, так же нивелирует толчки на неровных дорогах, и контролирует движение, если с шинами что-то произошло, например они повредились.

ГУР Камаз или гидроусилитель руля состоит из разных элементов, каждый из которых исполняют свои функции:

Электроблок — регулирует работу гидроусилителя на электронном уровне.

Рабочая жидкость — исполняет роль передатчика давления на гидроцилиндр от насоса, а так же смазывает элементы, в частности пары трения.

Соединительные шланги — служат для того, Чтобы соединить воедино насос, гидроцилиндр, а так же распределитель между собой.

Гидроцилиндр — состоит из штка, а так же хромированного поршня. Давление, которое создает жидкость, преобразуется в энергию, которая толкает поршень.

Распределитель — распределяет жидкость по всей гидросистеме, по всем ее полостям.

Насос ГУР Камаз — качает жидкость и циркулирует ее по всей гидросистеме. Так называемое сердце гидросистемы.

Нужно помнить, что проверять и регулировать ГУР Камаз, можно лишь при одном условии — когда двигатель выключен, а так же, когда выключена и рулевая тяга (продольная).

Проверка и регулировка ГУР Камаз:

Рулевое колесо — требуется измерить усилие на самом рулевом колесе

Колеса — требуется проверить какое давление воздух создает в колесе, а так же какая у колес балансировка, так же нужно проверить есть ли смазка в системе рулевого управления.

Масло — нужно открыть резервуар насоса, где находится масло, и посмотреть наличие воздуха, в системе его быть не должно, так же масло не должно течь и вытекать, требуется устранить все утечки масла, посмотреть масло на наличие загрязнения механическими частицами, и посмотреть есть ли осадок, как на фильтре насоса, так и на самом бочке — его быть не должно.

Рулевые тяги — просмотреть подшипники на колесных ступицах, так же просмотреть все рулевые тяги, посмотреть как работают амортизаторы.

Если вы будете следить за системой гидроусилителя руля, проводить ей ТО, эксплуатировать ее в нормальных условиях, то устройство ГУР Камаз может очень долго и надежно работать.

Какие могут быть неисправности в ГУР Камаз

1. ГУР начал терять масло из гидросистемы.

2. Руль перестал легко поворачивать в одну и другую сторону, начал проворачиваться тяжело.

3. Появились посторонние шумы или громкие шумы, когда работает насос.

4. Руль крутится быстро, а сам механизм рулевого управления медленно или тяжело реагирует.

5. На руль начали передаваться какие-то толчки или руль начал вращаться и колебаться.

6. Стало трудно удерживать руль, когда едешь прямо.

7. Руль начал задерживаться, на своем обратном ходу.

Чтобы произвести ремонт ГУР, нужно провести полную диагностику, и только после этого приступать к ремонту. Первоочередное действие — нужно просмотреть давление в рулевой системе, когда руль находится в одном и другом крайних положениях, так же следует посмотреть какое максимальное давление получает насос, и какой у него приток жидкости.

Если вы видите, что какая-то деталь износилась, то ее нужно заменить просто купить новую. Если гидроусилитель стоит в автомобиле, то вы не сможете произвести его ремонт так как его нужно снять и потом ремонтировать. Стоит помнить, что самостоятельный ремонт это чревато последствиями, поэтому полная или частичная разборка должна проводиться специалистами, в специализированных предприятиях, которые занимаются ремонтом, по типу нашего Гидро Спец Маркет.

Как заменить масло в ГУР Камаз

Чтобы заменить масло в гидроусилителе руля, его требуется прокачать, это действие уберет воздух из системы. Воздух в системе оставлять нельзя.

1. Для начала требуется на рулевом механизме открыть клапан, его еще называют перепускной клапан.

2. После этого сжать центрирующие пружины. Это можно сделать проворотом руля влево до упора.

3. Наполнить насос маслом

4. Силовой аппарат должен быть включен, и в это время вы заливаете медленно и постепенно масло, и смотрите, идут ли пузыри воздуха из шланга. Если пузыри перестали идти — значит достаточно.

5. Закрутить обратно клапан (перепускной клапан)

6. Опять же сжать центрирующие пружины, только теперь руль нужно провернуть вправо до предела, и пружины должны сжаться, и тут же вернуть его обратно влево до упора, опять скрутить клапан перепускной, Чтобы посмотреть не выделились ли пузыри воздуха. После того, как весь воздух вышел клапан можно закрутить обратно.

7. Делать действие из предыдущего пункта, пока весь воздух не выйдет, а будет идти только масло из клапана.

Схема работы рулевого управления гидроусилителя руля ГУР Камаз 4310

Схема работы рулевого управления гидроусилителя руля ГУР Камаз 4310

Цифра на схеме Обозначение
1 Рулевое колесо
2 Пружина предохранительного клапана фильтра гидросистемы
3 Фильтр
4 Насос гидроусилителя руля
5 Перепускной клапан
6 Вал сошки с зубчатым сектором
7 Задняя полость гидроусилителя
8 Поршень-рейка
9 Сошка
10 Тяга продольная
11 Тяга поперечная
12 Переднее колесо авто
13 Магнитная пробка
14 Шариковая гайка
15 Винт
16 Картер рулевого механизма
17 Обратный клапан
18 Предохранительный клапан на рулевом механизме
19 Клапан управления гидроусилителем
20 Золотник
21 Упорный подшипник
22 Плунжер реактивный
23 Центрирующая пружина
24 Угловой редуктор
25 Передняя полость гидроусилителя руля
26 Линия нагнетания
27 Карданный вал
28 Радиатор
29 Рулевая колонка
30 Заливочный фильтр
31 Бачок насоса гидроусилителя
32 Линия слива
33 Пружина перепускного клапана
34 Предохранительный клапан на насосе
35 Перепускной клапан
A, B Дросселирующие отверстия
I Движение прямо или нейтраль
II Поворот вправо
III Поворот влево

Как собрать или разобрать гидроусилитель руля ГУР Камаз 4310 — Сборочная схема гидроусилителя руля ГУР КАМАЗ 4310

Управление рулевое в сборе 4310-3400020 — Механизм рулевого управления 53212-3400020

Сборочная схема гидроусилителя руля ГУР КАМАЗ 4310

Цифра на схеме Обозначение Каталожный номер
1 Болт М8-6gх30 853354
2 Шайба 8 пружинная 1/05166/73
3 Крышка передняя 4310-3401079
4 Кольцо уплотнительное 864201
5 Кольцо уплотнительное 864201
6 Гайка М25х1,5-6Н 853512
7 Шайба пружинная 5320-3401373
8 Гайка М10х1,25-6Н 1/21647/21
9 Шайба 10 пружинная 1/05168/73
10 Подшипник упорный 864650
11 Подшипник упорный 864650
12 Механизм рулевого управления в сборе 4310-3400020
13 Редуктор угловой в сборе 4310-3401710
14 Сошка рулевого управления 4310-3401090
15 Шайба 853631
16 Гайка 853567
17 Шарик-заглушка 64707
18 Болт М10х1,25-6gх30 1/13069/21
19 Шайба 10 пружинная 1/05168/73
20 Гайка М14х1,5-6Н ОСТ 37.001.197-75 251648
21 Крышка боковая 4310-3401083
22 Манжета уплотнительная 4310-3401029
23 Кольцо уплотнительное 864206
24 Кольцо уплотнительное редуктора руля 864203
25 Втулка 5320-3401791
26 Кольцо уплотнительное 864204
27 Кольцо упорное 862803
28 Шайба регулировочная 5320-3401140
29 Шайба регулировочная (453471205) 5320-3401141
30 Шайба регулировочная 5320-3401142
31 Шайба 5320-3401144
32 Винт регулировочный 5320-3401163
33 Шайба упорная 5320-3401176
34 Вал сошки 4310-3401065
35 Манжета уплотнительная вала сошки 4310-3401029-10
36 Шайба упорная уплотнительной манжеты вала сошки 4310-3401789
37 Картер механизма рулевого управления 4310-3401015
38 Кольцо уплотнительное рулевого механизма 864207
39 Кольцо уплотнительное рулевого механизма 864207
40 Клапан перепускной 5320-3401371
41 Колпачок клапана 5320-3401377
42 Крышка задняя картера рулевого управления 4310-3401529
43 Шайба 10 пружинная 1/05168/73
44 Болт М10х1,25-6gх30 1/13069/21
45 Втулка картера 4310-3401076
46 Манжета вала сошки в сборе 864190
47 Кольцо упорное 864194
48 Манжета наружная сальника сошки вала в сборе 4310-3401030
49 Шарик-заглушка 864707
50 Пробка магнитная в сборе 2101-2401046
51 Винт установочный 4310-3401417
52 Рейка-поршень 4310-3401411
53 Гайка шариковая 5320-3401038
54 Шарик-заглушка 864707
55 Желоб шариковой гайки 5320-3401179
56 Кольцо уплотнительное рейки-поршня 4310-3401415
57 Кольцо распорное 864208

Ремонт ГУР Камаз 5320 — Схема устройства рулевой колонки Камаз 5320 — Схема ГУР 5320

Схема ГУР 5320

  • В тиски нужно прочно закрепить рулевой механизм со встроенным гидроусилителем, и установить в среднее положение вал сошки.
  • Далее нужно снять боковую крышку, которая крепится на гайке и болтах с шайбами. Крышку обычно снимают с валом сошки.
  • После этого нужно вытянуть уплотнительные кольца и манжету. Для этого нужно немного придержать вал, открутить винт, и снять крышку.
  • Стопорное кольцо просто так снять не получится. Для этого нужны пассатижи, которые предназначены именно для таких операций, их каталожный номер И-801.23.000
  • После стопорного кольца нужно снять сначала шайбы, а после этого уплотнительные кольца.

  • Чтобы снять уплотнительное кольцо и крышку нужно свернуть болты и снять их с передней крышки вместе с шайбами крепления.
  • Чтобы из шариковой гайки не посыпались шарики нужно предостеречь вал, Чтобы он не повернулся, зафиксировать его таким образом, Чтобы он не двигался. Имеется ввиду вал ведущей шестерни на угловом редукторе.
  • Так же фиксация вала делается для того, Чтобы не сломать усики на шайбе, и Чтобы резьба на винте не вышла из строя и не повредилась, или сам винт не словил клин.
  • Далее мы сворачиваем гайку, и начинаем снимать шайбу, после этого подшипник (самый 1-й).
  • На креплении клапана управления ГУРа тоже следует снять болты, шайбы и гайки.
  • Внимательно следите за тем, Чтобы не повыпадали реактивные плунжеры с клапана управления.

Разборка насоса ГУРа Камаз. Что внутри?

Клапан управления гидроусилителем рулевого управления Камаз

Клапан управления гидроусилителем рулевого управления Камаз

  • Подшипник (второй) требуется снять с винта, а так же с винта нужно снять клапан управления, полностью весь, в сборе.
  • После предыдущих манипуляций нам нужно снять кольца уплотнительные, из редуктора, из его каналов высокого давления.
  • Чтобы снять угловой редуктор в сборе с винтом и поршнем рейкой, требуется свернуть болты и шайбы крепления, а так же гайки.

Как вывернуть установочные винты — специальное устройство(приспособление). Так же подходит для выпрессовки шариковой гайки.

Приспособление для выпрессовки шариковой гайки и вывертывания установочных винтов

  • Чтобы установить в тиски поршень-рейку, а так же винт с распорным кольцом, их нужно вытянуть или снять с углового редуктора.
  • На картинке выше показано приспособление, с его помощью снимаются винты, и выпрессовывается шариковая гайка.
  • После этого нужно придержать желобки, Чтобы они не выпали, скручиваем винт из поршня.
  • Подготовить какой-то судок для шариков. Вынимаем желобки и сворачиваем винт так, Чтобы посыпались шарики. Общее количество шариков тридцать одна штука (31). В этот же судок с шариками кладем и гайку шариковую и винт. Если вы положите в разные судки, то может этот комплект раскомплектоваться, и вы просто не соберете его обратно.
  • После предыдущего шага нужно снять плавающую втулку.
  • Снимаем уплотнительное кольцо.
  • Снимаем стопорное кольцо.

  • Сливная пробка скручивается с картера.
  • Перепускной клапан в полном сборе скручивается с картера, после сливной пробки.
  • Снимаем упорное кольцо.
  • Снимаем манжеты.
  • Выпрессовывем втулку.
  • Снимаем заднюю крышку с кольцом (уплотнительным), предварительно свернув болты и шайбы с задней крышки.

Ремонт рулевого насоса КАМАЗа и как прокачать ГУР

Угловой редуктор Камаз

Угловой редуктор Камаз

  • Угловой редуктор, так же требуется закреплять в тисках.
  • С крепления на крышке корпуса шестерни (ведущей) сворачиваются винты и шайбы.
  • После этого снимают защитный колпак, а затем снимают крышку.
  • Далее снимают ведущую шестерню и корпус в полном сборе, но перед этим нужно снять упорные кольцо, а так же уплотнительное кольцо, а так же манжету.
  • Чтобы снять уплотнительное кольцо из корпуса, а так же вытянуть от туда шестерню и подшипник нужно предварительно скрутить гайку.
  • Дальше дело за вторым подшипником, его выпрессовывают из корпуса.
  • После этого берем съемник и выпрессовываем подшипник с вала шестерни.

Ключ для отвертывания упорной крышки Камаз

Ключ для отвертывания упорной крышки Камаз

Чтобы снять упорную крышку, нам потребуется спец ключ, он показан на картинке выше. Для начала мы снимаем кольцо уплотнителя, далее выпрессовываем шестерню (ведомую) в полном сборе вместе со всеми подшипниками, после этого снимают кольцо (упорное). С вала шестерни нужно спрессовать подшипники, это можно сделать при помощи съемника. Будьте внимательны с тем, что шестерни нельзя разукомплектовать, ни ведущую, ни ведомую.

Реактивные плунжеры требуется снять с корпуса клапана управления. Так же от туда снимается и обратный клапан с золотником и реактивными пружинами.

Помните, что требуется пометка реактивных плунжеров маркером или корректором, т.к. они не разукомплектовываются, потому что золотник, и соответственно плунжеры подобраны специально под отверстия на корпусе клапана.

Далее нужно скрутить гайку и свернуть регулировочный винт, и опять же, быть внимательным, Чтобы пружина и игла случайно не выпали. После этого нужно снять это все, и извлечь кольцо уплотнитель.

Если вам нужна замена каких-то деталей, или их чистка, то нужно разбирать и обратный клапан.

Чтобы извлечь шарик, нужно провести манипуляцию с разгибанием и сгибанием шплинта.

После того, как сняли детали, их нужно обдать воздухом под давлением, и тщательно помыть.

Дефектовка деталей. Как браковать детали. Браковка деталей Камаз.

Если вы видите что на игольчатых подшипниках есть износ или какие-то ямочки или отверстия, то это все идет в мусор.

Если вы видите что на кольцах, на их рабочих поверхностях, тоже какие-то механические изъяны, это тоже можно выкидывать и заменять на новое.

Если вы видите что на подшипники с трудом проворачивают кольца, то их тоже нужно заменить. Осевой зазор должен не превышать 0,3 мм. Определить его можно щупом.

Внимательно нужно посмотреть на картер рулевого механизма, т.к. его тоже можно выкинуть в брак. Это можно определить если на нем начинают встречаться трещины, сломы, его покоребило, или на нем начали изнашиваться отверстия больше чем на 105,05 мм (если речь идет про поршень рейку) или до 58,04 мм (если речь идет о втулке). Если вы видите что на зеркале цилиндра есть задиры, то их можно починить при помощи механической обработки.

Если на поршне-рейке, на рабочей поверхности зубьев, вы видите сколы, выкрашивание, обломы, трещины, или износ по наружному диаметру больше чем на 104 мм или износ канавы до 93,45 мм, то это все тоже бракуется. Если вдруг резьба сорвалась, это можно не браковать, а починить или восстановить.

Если на вале сошки или на поверхностях зубьев вы тоже обнаружили сколы, выкрашивание, обломы, трещины или видимый износ, то ее тоже бракуют. Чтобы это проверить то износ по наружному диаметру должен быть не меньше чем 57,92 мм, а канава под кольцо уплотнителя по ширине должна быть не больше чем 1,85 мм.

Винт рулевого управления Камаз

Винт рулевого управления Камаз

A. Если на винте рулевого управления вы увидите сломы, трещины, вмятинки от шаров, или задралась поверхность, но винт нужно заблокировать.

a. Канавы должны быть не более чем 5,5 мм

b. Еще могут износиться шлицы. Ширина должна быть не меньше чем 5,95 мм

c. Канавы кольца уплотнения должны быть не больше чем 2,5 мм

d. Наружный диаметр шеек должен быть не меньше, чем 29,9 мм

B. Если резьба износилась или сорвалась, ее можно восстановить.

Если на корпусе на угловом редукторе есть сломы, износились отверстия под подшипники больше чем 80,05 мм, трещины, то его можно выкидывать или отдавать в браковку. Если резьба износилась или сорвалась, ее можно восстановить.

Если на ведущей шестерне есть сломы, обломы, раковины на зубчиках, трещины, или зубчики износились, если шейки вала снаружи по диаметру большей шейки не меньше чем 25,0 мм и по меньшей 21,97 мм, или если произошло скручивание шлицов, то ее бракуют.

Если на ведомой шестерне есть сломы, обломы, раковины на зубчиках, трещины, или зубчики износились, если вал снаружи по диаметру износился не меньше чем 50,007 мм и впадины шлицев по ширине больше чем 6,08мм, то ее бракуют.

Если на упорной гайке есть сломы, обломы, трещины при ширине на канавке больше чем 2,3 мм, то ее поддают браковке. Если сорвалась резьба — ее можно восстановить.

Если на плавающей втулке есть сломы, обломы, трещины, или диаметр разносился до 30,043 мм, то ее нужно забраковать.

Корпус клапана управления гидроусилителем Камаза

Корпус клапана управления гидроусилителем Камаза

Если на корпусе клапана гидроусилителя руля есть сломы, обломы, трещины, задралась поверхность (A, C) - на рисунке выше, или начала разрушаться кромка (B), то корпус клапана можно браковать. Замена седла клапана применяется если поверхность стала овальной или появились забоины (H). На рисунке показаны резьбы (D, E, F), если они сорваны, то их можно восстановить.

Если на золотнике клапана гидроусилителя руля есть сломы, обломы, трещины, задралась поверхность, то его можно браковать.

Если сломалась игла на предохранительном клапане, или погнулась, или на ней есть какие-то лишние частицы, или поверхность начала изнашиваться не равномерно, то ее можно браковать.

ГУР 4310 регулировка вала сошки и правильная установка сошки

Сборка рулевого механизма ГУР Камаз 4310, Камаз 5320, и любой другой Камаз

Когда производят сборку рулевого механизма в обратный клапан (его корпус), то туда закладывают шарик, и делают установку шплинта. По размеру наружной поверхности загибают кончики шплинта в канавку кольца корпуса. Так же, будьте внимательны, шплинт нельзя повторно использовать, а так же нельзя Чтобы выступали отогнутые от него кончики.

Золотник нужно вставить в корпус клапана управления, проточкой по направлению к угловому редуктору. Когда золотник перемещается, то его движения должны быть максимально плавными, не должно быть никаких стопов и заеданий. Обратный клапана, пружины и плунжеры вставляют в отверстия клапана управления (которые глухие). В отверстия, которые сквозные, нужно вставить пружины с плунжерами, по 2 шт. Нужно посмотреть на метки плунжеров, и найти их фаски, наружную сторону, и по меткам на наружной стороне перемещаться максимально медленно.

Кольцо-уплотнитель нужно надеть на винт регулировочный. На корпусе клапана нужно найти гнездо, туда поставить пружину, а так же иглу, и свернуть винт регулировочный, накрутить сверху гайку.

Ведомая шестерня. На эту шестерню нужно установить и запрессовать подшипник, далее втулку, далее еще один подшипник, проточкой на наружной стороне обоймы, и в эту проточку устанавливают кольцо (упорное). Всю в сборе шестерню ставят в корпус редуктора. Уплотнительное кольцо ставится на крышку (упорную), крышку накручивают на редукторный корпус до стопора, вдавливая кромку на буртике корпуса на редукторе в крышку, а точнее в ее прорезь. Подшипник следует запрессовать в корпус шестерни (ведущей). Далее эти действия происходят и со вторым подшипником, прессуют их в корпус, и ставят кольцо-уплотнитель.

Нужно проверить как ходит шестерня. Она должна ходить с легкостью. Это проверяется при помощи заворота гайки. Так же не должно быть никакого перемещения по оси, и убедившись в этом, продавливают буртик на гайке в вал шестерни, в ее паз.

В ведущую шестерню на крышку ее корпуса нужно впрессовать манжету, а за тем шайбу, и кольцо упорное.

Прокладки требуется устанавливать так же и на верхний фланец в корпусе редуктора, после прокладок ставят шестерню (ведущую), в полной сборке, крышку с ее корпуса, тоже в полной сборке, и производят регулировку зацепления на шестеренках.

Чтобы отрегулировать боковой зазор на шестеренках, в их зацеплениях, нужно подобрать прокладки. Прокладки должны по толщине не превышать 0,05 мм, не меньше чем 3 шт. Между парой зубчиков, зазор сбоку должен быть не больше, чем 0,1 мм. Проверить пятно контакта нужно так — посмотреть где оно находится. Должно находится ровно посредине зуба. Момент, с которым проворачивается шестерня должен быть не больше, чем 49 Н×см или 5 кгс×м. После того, как прошла регулировка зацепления на шестернях, нужно поставить крышку, прикрепить тремя болтами и шайбами, поставить кольцо-уплотнитель, и колпачок для защиты.

После того как прошла прессовка манжеты и втулки в сам картер, то можно устанавливать кольцо (упорное). Шайбу нужно устанавливать с противоположной стороны в картер, опрессовать манжетку, и вложить в проточку крышки кольцо-уплотнитель. На сам винт требуется ставить кольцо-уплотнитель, и кольцо-стопор, гайку, втулку. Берем гайку шариковую, смотрим на ее фаску, и в сторону винтовой канавки устанавливаем. А втулку нужно ставить к шлицам винта, ставить ее плоской стороной.

Ремонт узла Цена ремонта
Ремонт ГУР Камаз стоимость договорная, определяется после дефектовки
Ремонт гидроусилителя руля Камаз стоимость договорная, определяется после дефектовки
Ремонт рулевого механизма Камаз стоимость договорная, определяется после дефектовки
Ремонт насоса гидроусилителя Камаз стоимость договорная, определяется после дефектовки
Дефектовка бесплатно
Купить новый гур Камаз от 4 999 грн.

Ремонт гидроусилителя руля ГУР Камаз

Ремонт гидравлики, по всей территории Украины, лучшие и честные цены!.
Сможем отремонтировать ваш гур или гидроусилитель руля на Камаз. Звоните по телефону +38 (098) 566-43-77 или оставляйте заявку на сайте.

Галерея изображений

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
https://gdr.com.ua/articles/remont-gur-kamaz#sigProId288499ceee

Медиа




Купить или произвести ремонт гидравлики по всей Украине. Честная Цена.


Вся Украина. Александрия, Бахмут, Белая Церковь, Белгород-Днестровский, Бердянск, Борисполь, Бровары, Борщаговка, Винница, Вознесенск, Волноваха, Днепр, Житомир, Запорожье, Ивано-Франковск, Ирпень, Каменец-Подольский, Каменское, Киев, Конотоп, Константиновка, Коростень, Коростышев, Краматорск, Кременчуг, Кривой Рог, Кропивницкий, Кировоград, Курахово, Конотоп, Кадиевка, Луцк, Луцьк, Львів, Львов, Лисичанск, Мариуполь, Мелитополь, Мукачево, Макеевка, Миргород, Моршин, Николаев, Никополь, Новая Каховка, Одесса, Обухов, Павлоград, Первомайск, Покровск, Полтава, Прилуки, Ровно, Северодонецк, Славянск, Смела, Сумы, Тернополь, Токмак, Ужгород, Умань, Харьков, Херсон, Хмельницкий, Хуст, Черкассы, Чернигов, Черновцы, Черноморск, Чугуев.